Гуляя по Тюмени: улица Судоремонтная

Судостроительно-судоремонтный завод своими корнями уходит в далекое прошлое, а точнее в XIX столетие и связано, прежде всего, с именем купца 1-й гильдии, знатока речного судоходства и автора многих публикаций по этой теме, устроителя первой в Тюмени электростанции - Ивана Ивановича Игнатова

В литературе встречаются разные даты открытия завода-прародителя - 1864 г., 1872 г. или 1874 г.. Так или иначе в 1880-е г. «Товарищество Курбатова-Игнатова» уже действовало, а предприятие в д. Мысовской носило название «Жабынский механический и чугунолитейный завод». Совладелец завода Устин Саввич Курбатов был крупным пароходовладельцем на реке Каме. «Жабынский завод Курбатова-Игнатова» вместе с основанным еще в 1863 г. судостроительным заводом Пирсона и Гуллета стали главными поставщиками новых пароходов для Западной Сибири. 

 

 

В 1844-1917 гг. около трети парового флота Обь-Иртышского бассейна сошло со стапелей этих тюменских предприятий. Жабынский завод выпустил 58 пароходов общей мощностью 12 610 л.с., а завод Пирсона-Гуллета – 36 общей мощностью 9337 л.с. Таким образом, ведущая роль в судостроении, изготовлении машин и котлов к ним принадлежала именно заводу Курбатова и Игнатова.

 

 

 При этом наиболее крупная и богатая пароходная фирма оказалась и владелицей самых мощных пароходов. Мощность 15 пароходов «Товарищества Курбатова-Игнатова» составляла в 1893 г. 1350 л.с.. Этот завод был своего рода визитной карточкой Тюмени, его показывали многим известным особам, посещавшим город. Так в 1876 г. на заводе побывали директор естественно-исторического и этнографического музея в Бремене Отто Финш, автор «Жизни животных» Альфред Брэм и граф Карл фон Вальдбург-Цейль.

 

 

В 1897 г. проездом через Сибирь Жабынский завод посетил известный ученый-моряк адмирал С.О. Макаров. По словам последнего, он «…никак не ожидал найти в Сибири столь образцово поставленный механический и судостроительный завод». В начале ХХ в. И.И. Игнатов передает завод на правах аренды англичанину Фоме Егоровичу Ятесу, который становится сначала управляющим заводом, а затем и совладельцем. Ф.Е. Ятес руководил заводом вплоть до национализации в 1917 г. 

 

 

По уровню технической оснащенности, культуре производства завод считался одним из лучших в России. С 1871 по 1915г.г. на заводе было выпущено 115 судов, до десятка землечерпалок типа "Сибирская", 49 пароходов, среди которых знаменитый пароход "Святитель Николай".

 

 

В начале ХХ в. Тюмень продолжала оставаться центром судоремонтного и судостроительного производства Обь-Иртышского бассейна. Жабынский завод был крупнейшим машиностроительным заводом Сибири. На предприятии трудилось от 300 до 500 рабочих. 

 

 

Советская история завода начинается 11 декабря 1947 г., когда был образован Тюменский судоремонтный завод (с 1976 г. - Тюменский судостроительно-судоремонтный завод). В 1993 г. завод был приватизирован. Впоследствии из состава завода выделился «Тюменский комплекс по обслуживанию флота» - филиал ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство», а 1 апреля 2006 г. в результате реорганизации ТКОФ в дочернее предприятие Обь-Иртышского речного пароходства.

 

Фото: Булат Нагимов

Наверх
Обратно
Для любых предложений по сайту: [email protected]