Потому что ответ на этот вопрос напрямую зависит от того, кому он будет задан - родителю, учителю, психологу. Учитель, психолог, да и родитель, скорее всего, согласятся с тем, что если ребенок:
• может назвать себя ,своих родителей , бабушку и дедушку;
• знает свой адрес. времена года, месяцы, дни недели и т.д.
• умеет читать по слогам простой текст, сможет скопировать простую
фразу;
• считает в пределах 10;
• обобщает и исключает предметы по одному признаку;
• находит сходство и различие между предметами;
• составит рассказ по картинкам;
• знает основные геометрические фигуры и видит их сочетания;
• рассказывает стихотворение. Отвечает на простые вопросы;
• знает 8-10 цветов. Умеет штриховать, рисовать детский рисунок, человека.
Кстати, на разных курсах подготовки к школе, да и в детских садах, примерно по таким критериям проводят подготовку детей к школе.
И вот ребенок соответствующий им, этим критериям, идет в школу. Что будет с ним дальше? Все хорошо? Сомневаюсь.
Загляните в первые, а лучше во вторые, третьи, четвертые классы общеобразовательных школ, и вы поймете почему. Спросите себя, почему с каждым годом при увеличении курсов подготовки к школе растет количество коррекционных классов, детей, не желающих ходить в школу, учителей, которые не могут учить сегодняшних детей.
Значит, что-то делается не так. Или дети стали какими-то другими.
Верно и то, и другое.
Дети XXI века. Факты (по данным www.neuro-psychol.ru):
По данным института материнства и детства 84% детей рождаются с родовой травмой. У них констатируют дефицитарное состояние наиболее рано созревающих (стволовых) структур мозга.
Это значит, что все этапы их развития, начиная с внутриутробного искажаются. Все вредности, которые плод пережил внутриутробно, которые ему привнесли мама с папой по обеим сторонам генетически, его собственные инфекции, любое заболевание первого года жизни и т.д., - все вредности скопились на его мозговых структурах.
Однако еще более важным является то обстоятельство, чторазвитие нынешнего ребенка проходит совсем иные этапы, чем 15 лет назад.
Сегодняшнее психическое и соматическое здоровье детей вызывает не просто интерес профессионалов, оно шокирует.
Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивается как соответствующее нормативному, а ребёнок не может обучаться, конфликтует с окружающими, проявляет склонность к отклоняющемуся поведению.
Специалисты констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпиготовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности.
Возросло количество леворуких детей. Фасад этих проблем с возрастом меняется.
Сначала ребёнок перепутал день с ночью, потом возник энурез, далее в 10 лет - страх ответа у доски, в 15 лет сексуальные проблемы и полевое поведение. Поэтому нужно оценивать здоровье и психический статус детей по - новому. Изменился мир, и изменились адаптивные механизмы человека. Особенно это заметно на детях.
Последствия ядерных испытаний, появление новых средств связи информационных технологий, применение искусственных заменителей пищи изменение электромагнитного поля Земли и изменение экологических факторов, привели к запуску иных ритмов, новой биохимической, гормональной, вегетативной организации.
Раньше бабушки читали внукам сказки, а теперь внуки сидят за компьютерами. Раньше лазали по деревьям, играли в «вышибалы», прыгали через верёвочку, а теперь даже не умеют завязывать шнурки.
Это два разных человека, каждый из которых говорит на своем языке тела и на своем языке мозга.
До 80%, сегодняшних детей имеются нарушения в развитии мозга чаще всего связанные с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), незрелостью структур мозга.
Причем родители могут и не догадываться об этом до поры.
Что это такое минимальная мозговая дисфункция?
Образно и понятно ответила на этот вопрос, детский нейропсихолог из Санкт - Петербурга С.О Кузнеченкова:
«ММД можно представить «в виде дремлющего вулкана, который в любой момент может проснуться. И самое опасное, что этот вулкан не только может, но и прямо-таки рвется пробудиться ото сна. Для того чтобы удержать это стихийное бедствие в спящем состоянии, нужно много сил. Вот и получается, что при таких нарушениях мозг львиную долю энергии тратит на «борьбу с вулканом», а на другие дела у него остается очень мало ресурсов».
И можно сколько угодно учить ребенка читать, считать, писать, но при этом он никогда не будет по настоящему готов, ни школе, ни к жизни.
Прежде чем строить дом, надо сделать хороший фундамент. Таким фундаментом развития для ребенка является его нервная система, его мозг.
Именно они определяют сейчас и будут определять в будущем всю его жизнь - способности, отношения с другими и самим собой, карьеру, интеллект и самое главное - его здоровье.
К сожалению, минимальные мозговые дисфункции, несмотря на свое название, неприятностей могут доставить много. Они могут приводить к сотням вариантов нарушений, подвергая жизнь человека разным опасностям в виде психосоматических болезней, неадекватного поведения, зависимостей. Не позволяют ему распоряжаются своей жизнью.
Есть ли решение у этой проблемы? Да есть.
Благодаря достижениям современной нейропсихологии.
«Нейропсихология - это наука о мозговой организации психических процессов. Она изучает, что происходит в головном мозге, когда мы говорим, думаем, чувствуем, действуем, ведем себя тем или иным образом. Нейропсихология помогает понять и подвергнуть анализу глубинные механизмы индивидуальных особенностей человека, одаренности или отставании в развитии, особого или искаженного восприятия окружающего мира, проблем в мировоззрении и поведении».
Современная нейропсихологическая диагностика и коррекция позволили разработать адекватный подход к решению многих проблем. В их числе и проблема подготовки современного ребенка к успешной учебе школе.
Что нужно для ее решения?
Независимая нейропсихологическая диагностика готовности ребенка к школе или при «сложном» анамнезе - полное нейропсихологическое обследование ребенка. Оптимальный вариант за год, два до школы. Сегодня это уже общепринятая во всем мире практика.
Детский нейропсихолог в отличие от детского невролога, психиатра или психолога не только определит наличие (отсутствие) у ребенка нарушений в развитии мозга, но и определит, в каком отделе мозга они находятся. Расскажет, к каким последствиям в жизни ребенка они могут привести. И главное - подробно ответит на вопрос, что нужно сделать, чтобы этого не случилось.
Но это еще не все. Нейропсихологическое обследование позволит родителям понять особенности развития ребенка и его нервной системы, увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Узнать, в каком направлении лучше развивать своего ребенка. В какой школе, по какой программе, и у какого учителя ему будет учиться комфортно.