Как подготовить ребенка к школе : взгляд нейропсихолога

Часто малыш хочет быть внимательным, успешным, но у него не получается. У большинства из таких ребят нейропсихологи определяют незрелость в основном энергетических (подкорковых) структур головного мозга, что в первую очередь влияет на умственную работоспособность. Это проявляется, как рассеянность, утомляемость, импульсивное поведение. 

Учеба в школе – своеобразная проверка человека на прочность. Ребенку в возрасте от 7 до 11 лет очень важны его собственная успеваемость и оценки, в младшей школе продолжает формироваться отношение к себе («Я способный», «Я тормоз», «Я глупый»). Как ни странно, именно взрослые способствуют негативному отношению ребенка к себе. Сейчас многие родители готовят чадо к школе, как к интеллектуальной олимпиаде, развивая память, внимание, мышление, навыки чтения, счета...
На самом деле, гораздо важнее хотя бы за год перед школой уделить внимание и другим вопросам, например: «Какую нагрузку может выдерживать мой ребенок без ущерба для здоровья?», «Насколько он стрессоустойчив?», «Мой ребенок готов к общению с новыми людьми в новой обстановке без мамы?», «Насколько у него развито чувство ответственности?».

Нейропсихологи убеждены, умение контролировать свое поведение, ответственность, усвоение предметов, способность выдерживать нагрузки и т.д. напрямую зависит от равномерности развития функций головного мозга. Самый чувствительный период для его развития - первые годы жизни ребенка (как протекала беременность и роды, ползал или неправильно ползал, травмы, истощаемость и т.д.). Все, что было в это время, отражается на дальнейшем развитии ребенка.
Родителям и учителям кажется, что малыш не усваивает нормы поведения и учебы, а на самом деле, прекрасно зная правила, он не может применить это на практике.
Чтобы в школе было комфортно, к обучению нужно готовиться, начиная с 5 лет (хотя чем раньше, тем лучше). Особенно для детей с гиперактивностью, т.е. с функциональной незрелостью головного мозга. Для них очень важна системная предшкольная подготовка, которая складывается из нескольких составляющих.
 

Во-первых, необходимо заранее узнать «слабые места» в развитии ребенка (чтобы было время для коррекции).
 

Во-вторых, важно начинать выполнять полученные от нейропсихологарекомендации. Очень часто родители откладывают коррекционные занятия в долгий ящик. Нужно помнить, чем ребенок старше, тем сложнее проходит восстановление в процессе нейрокоррекции.
 

В-третьих, важно чтобы дошкольника не пугала сама школа и толпа в ней. Стоит привести его в учебное заведение еще до начала уроков в последние дни лета, и дать прогуляться по коридорам. Возможно, так удастся познакомиться с учителями, директором или другими детьми. Малыш будет чувствовать себя гораздо увереннее.

Первокласснику нужно объяснить, что такое урок, перемена, домашнее задание.Говорите с ним о школе, не приукрашивая действительность, но и не пугая его. Вспомните свои первые оценки и школьные праздники. Расскажите, как приятно бывает учиться, и какие трудности можно встретить на этом пути.  С первых дней обучения составьте вместе с первоклашкой распорядок дня и следите за его соблюдением. Не забывайте, что у ребенка в младшей школе должно оставаться достаточно времени и для игр, особенно на свежем воздухе.

 

Наверх
Обратно