Блог молодой мамы - Как ребенок проверяет родителей на «прочность»

Как ребенок проверяет родителей на «прочность»

Всем привет! Сегодня я расскажу о том, как ребенок учится манипулировать взрослыми. Да-да, именно так это выглядит, как бы громко не звучало. Время идет, ребенок растет, он меняется, учится гораздо быстрее взрослого, поэтому сложно сразу отследить некоторые нюансы, которые ну никак не стоит пропускать.

Начну по порядку. Когда дочери исполнилось 2 года, я не придала этому большого значения, порадовалась конечно, «солнышку уже 2!». Поэтому, для меня было небольшим сюрпризом, когда в её небогатом лексиконе появились такие слова как «кыш» и «пошёл», которые она употребляет, если ей что-то не разрешают, либо мешают. Моему удивлению не было предела, когда у дочки появилось такое понятие как «любимчик. Если один родитель не дает ей желаемое, он переходит в разряд «кыш» и эта хитрая девочка подбегает к другому, ласково обнимает и говорит «либлю», а это ведь так умиляет и всё, остальное дело техники, бдительность усыплена, печеньку дают.

Если приходит в гости новый человек, его мгновенно берут в оборот, поиграть, рассказать самое важное, показать все игрушки, и обязательно вместе покушать, причем чтоб покормили с ложечки (домашние-то заставляют есть самостоятельно, отказываются кормить). Гости умиляются: «Какая хорошая девочка, ласковая, всегда говорит спасибо!» Под столом делаем ставки с мужем, сколько времени гость продержится в статусе «либлю». Вот тогда мне стала до конца понятно выражение «Ласковое теля двух маток сосёт». Мы оказались не вполне готовы и не сразу раскусили хитрую многоходовку в исполнении 2-хлетки.

Также, появились проблемы со сном. Днем её стало уложить нереально, без 2-х часового рёва, в конце которого ты уже просто сдаёшься, потому что нервы не выдерживают. Свекровь сказала, что пусть не спит, ночью отоспится. Я смирилась, хотя мне позарез нужны были эти 2 часа её дневного сна, на ту же учебу, например. Наступала ночь и нас ждало новое испытание. Как только дочь слышит магическое слово «спать», ей срочно нужно «пить, писять, сказку», ты как ответственный родитель выполняешь все пункты, укрываешь одеялком, выключаешь свет. Думаете всё? Одеяло не то, хочет другое. Даёшь другое. Нет, теперь жарко, убери одеяло. Убираешь. Теперь мне нужно поговорить о том, что у меня есть щечки, нос, волосы и ушки, желательно показывая всё это на себе и на взрослом. Показали, проговорили, спать давай. Не хочуууууу спать! Я буду плакать! Примерно час! Ты не поддаёшься уже ни на что, ты непреклонен и говоришь, что надо спать. И тут, у второго родителя сдают нервы, он с негодованием спрашивает, что ж такого можно делать с ребенком, что он так орет. Не поверите – ничего. Ребенок видит другого взрослого, рёв усиливается, и она с надрывом кричит «папа либлю-уууу». Неудачного «усыпляльщика» выгоняют и весь процесс «пить, писить, сказка, одеяло и т.д» повторяется. Чувствуете, круг замкнулся.

После нескольких повторов, мы начали осознавать, что нас конкретно прощупывают на слабые места. Чем больше уступаешь, сдаешь позиций, тем меньше ребенок тебя воспринимает как авторитета. Но ведь ребенку всего 2 года, рано же! А ей всё равно. Она берет и делает.  А что в такой ситуации делать взрослым? Игнорировать? Давить авторитетом? Ни то, ни другое меня не устраивало. Поэтому я использовала старый добрый метод, который советуют большинство педагогов. Проговаривание и отвлечение.

Она хочет 5-ую витаминку, а мама не разрешает, предлагаю яблоко. Она не хочет вовремя ложиться спать, беру на руки, подхожу к окну и объясняю: «Видишь, сейчас ночь, все спят», прохожусь по всем комнатам, показываю, что везде выключен свет. Даже вон, киса спит давно. Она поворочается, похныкает, но засыпает гораздо легче. Стараюсь в общении с дочкой не использовать слово «нельзя». Почему? Потому что, когда говоришь ребенку «нельзя тянуть кошку за хвост» или «нельзя рисовать на стенах», ребенок смотрит на тебя непонимающе – «Почему нельзя, я же могу, значит можно». Поэтому заменяю это слово на «тебе это не нужно», «давай так делать не будем, а сделаем по-другому», в этом случае категоричный запрет смягчается, и ребенок уже готов меня слушать, а не включает маленького дьяволёнка, смысл и призвание которого делать все назло.

Самой большой проблемой для меня стали капризы в общественных местах. Примерно месяц назад, дочь закатила истерику в торговом центре, из-за того, что ей не разрешили сесть в большую игрушечную машину, она упала на пол и разразилась безудержным плачем. Очень НЕ помогают в таких случаях прохожие, считающие своим святым долгом отпустить едкий комментарий вроде: «совсем ребенка избаловали, дома надо воспитывать». Дома такое не сработало бы! То есть, ребенок понял, что можно заплакать на людях и тогда он точно получит желаемое. Очень сложно было оставаться в такой ситуации спокойной и с невозмутимым лицом, с ребенком подмышкой дойти до машины, а потом уже там выдохнуть и действительно попытаться успокоиться. Кстати, в машине истерика мгновенно прекратилась. А я чувствовала себя выжатым лимоном. И решила, что какое-то время, в детские магазины с дочкой не ходить.

Опасно потакать капризам, смешанными со слезами и криками, потому что в конце мы получаем маленького эгоиста, во главе угла ставящего только свои «хочу и дай». Очень хороший пример показан в фильме «Чарли и шоколадная фабрика», там мы видим сразу несколько типичных способов избаловать ребенка и их последствия.

Главное – не поддаваться на истерические требования ребенка и оставаться спокойным, так как дети очень тонко чувствуют ваше эмоциональное состояние, как маленькие антеннки. И нужно запомнить – если ребенок вас не слушается, не надо его «ломать», давить авторитетом, это не будет нравится ни вам, ни ребенку. Терпение, любовь, внимание и спокойствие творят чудеса.

Спасибо за внимание!

Орфография и пунктуация сохранены - прим. редакции

Наверх
Обратно